скрыть общую навигацию по сайту

Концепция подготовки бакалавров по направлению "Философия"

Направление: 520400 "Философия"

 

I. Актуальность

 

 Следуя идеологии Болонского процесса по переходу на многоуровневую систему и теснейшую интеграцию образования и науки, в 2005 года на базе философского факультета РГГУ была открыта магистратура. Открытие бакалавриата является важнейшим звеном в цепи необходимых организационных преобразований, расширения связей с ведущими российскими и зарубежными образовательными учреждениями, расширения академической мобильности преподавателей и студентов.

 

II. Основные предпосылки, имеющиеся в РГГУ для открытия бакалавриата по направлению 520400 – "Философия"

 

 На философском факультете РГГУ за 15 лет накоплен значительный кадровый и научно-исследовательский потенциал. В 2005 году в дополнение к трем кафедрам и центру феноменологической философии была открыта кафедра социальной философии. По всем кафедральным направлениям проводятся перспективные исследования с привлечением ведущих специалистов России и зарубежья. Профессорско-преподавательским составом факультета выпускаются учебники, монографии, публикуются статьи в ведущих европейских и отечественных журналах. Открыт совет по защите докторских диссертаций по специальностям "история философии" и "социальная философия".

Факультет получает всестороннюю поддержку со стороны руководства университета как по внедрению инновационных программ, так и по переходу на многоуровневую систему. В течение 2005/06 уч. года сложился первичный и достаточно успешный опыт организации работы магистратуры, который позволяет рационально организовать подготовку студентов философского факультета на первом (бакалавриат) уровне образования.

 

III. Квалификационные требования, предъявляемые к бакалаврам философии

 

Подготовка бакалавров нацелена на формирование следующих профессионально-теоретических компетенций.  Это:

 

- знание основных философских учений и этапов развития мировой философской мысли – отечественной и зарубежной; умение профессионально работать с классическими и современными философскими текстами;

 

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область деятельности философа-профессионала;

 

- способность анализировать и выносить самостоятельные мнения по широкому кругу изучаемых теоретических проблем, логично и убедительно аргументировать свои выводы, самостоятельно формулировать проблемы;

 

- усвоение морально-этических и правовых норм, регулирующих отношения в научных коллективах и различных общественных средах;

 

- знание современных методов научного исследования, принципов системного анализа, концепций и теорий развития социально-гуманитарного и естественнонаучного познания;

 

- знание основ педагогической деятельности;

 

- обладание навыками письменной и устной профессиональной речи, правильного (доступного, логичного и оригинального) оформления результатов своей учебной и научной работы;

 

- умение организовывать свой труд, владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, а также умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

 

- способность продолжать обучение на втором уровне образования, а также вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

 

Подготовка бакалавров нацелена на формирование следующих профессионально-практических компетенций.  Это:

 

- навыки самостоятельной ориентации в больших массивах философской литературы и социально-гуманитарной информации;

 

- способности осуществлять профессиональный анализ течений философской мысли, вырабатывать новые знания, выдвигать и самостоятельно отстаивать гипотезы;

 

- первичные навыки конструирования социально-философских моделей и теорий;

 

- навыки проектной деятельности в профессиональной сфере, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

 

- методическая и психологическая готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами;

 

- первичные навыки нахождения и применения управленческих решений;

 

- навыки продуктивной работы в интеллектуальных средах: проблемных группах и многопрофильных командах по решению различных (локальных и глобальных) социально-гуманитарных вопросов;

 

- способность осуществлять миссию посредничества;

 

- обладать первичными навыками подготовки публикаций, участия в работе Интернет-форумах и в сетевых журналах;

 

- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть навыками физического самосовершенствования.

 

Важнейшей целью бакалавриата философского факультета следует считать качественную подготовку студентов к обучению магистратуре РГГУ с научно-исследовательским профилем. Поставленные цели достигаются за счет:

 

1) включения в учебный план дисциплин, способствующих формированию названных компетенций, непосредственного внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов, в том числе и создания электронных динамических моделей учебных курсов;

 

2) включения в практику заданий по проведению самостоятельной экспертизы реально действующих теоретико-познавательных и социально-политических проектов;

 

3) привлечения студентов к работе созданных в РГГУ: "Круглого стола", междисциплинарных семинаров, "Высшей школы политики", "Клуба независимых политических исследований", с приглашением на заседания ведущих ученых философов, политологов, социологов, а также политиков и специалистов в области политических коммуникаций;

 

4) открытия на факультете Интернет-форума с интерактивным общением, размещением материалов философских дискуссий и текстов студенческих работ;

 

5) вовлечение студентов бакалавриата во вневузовские формы профессионального общения – Институт философии РАН и др.

 

IV. Сферы профессиональной деятельности бакалавров философии

 

Бакалавр, выпускник философского факультета РГГУ, может реализовать себя в следующих сферах профессиональной деятельности:

 

- в научно-исследовательской работе, включая продолжение обучения на следующем уровне образования (в магистратуре), а также подготовку кандидатской диссертации;

 

- в различных образовательных учреждениях по преподаванию широкого спектра курсов, нацеленных на формирование научных основ мировоззрения учащейся молодежи, на логический, методологический и философский анализ развития и функционирования социальных институтов современного общества;

 

- в органах управления в системе государственной власти;

 

- в общественных организациях;

 

- в структурах СМИ, а также коммерческих структурах с функциями, связанными с научно-мировоззренческим обеспечением их деятельности.

 

Профессиональный портрет бакалавра – выпускника философского факультета РГГУ

 

Это – специалист с высшим профессиональным образованием, обладающий фундаментальной философской подготовкой, в полной мере соответствующей государственному образовательному стандарту, владеющий одним (или двумя) иностранным языком, навыками работы в глобальной сети Интернет и способный успешно осуществлять научно-исследовательскую деятельность по широкому кругу философских и социально-политических проблем. Он обладает полным набором компетенций для успешной преподавательской работы в образовательных учреждениях, а также эффективного обучения в магистратуре.

 

V. Кадровое обеспечение базовых дисциплин бакалавриата

 

Для реализации учебного процесса по подготовке бакалавров в основном (более 90%) достаточно собственного кадрового потенциала РГГУ (Форма 5).

 

Всего к учебному процессу привлечено – 43 преподавателя.

 

Из них:

 

- с ученым званием профессор – 13 (30%);

 

- с ученым званием доцент – 22 (51%);

 

- докторов наук – 14 (33%);

 

- кандидатов наук – 24 (56%);

 

- ст. преподавателей и преподавателей без ученой степени – 5 (11%).

 

Университет полностью укомплектован литературой для подготовки студентов бакалавриата по всем курсам учебного плана.
Литература имеется в количестве, соответствующем установленным нормам.

 

Декан философского факультета  В.Д. Губин